Договориться можно обо всем — медиаторство и его корни в народной культуре
О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.
О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.
Федеральный Закон «О медиации» вступил в действие в России в 2012 году, но традиции построения медиативного процесса имеют глубокие корни в российской культуре. В том числе — в этнической мусульманской культуре.
«Невозможно представить башкирскую и татарскую культуру без видных деятелей просвещения, политики, экономики, государственных деятелей. Таких как Мажит Гафури и Мифтахетдин Акмулла, Шаехзада Бабич и Заки Валиди, депутаты Сыртлановы или купцы Рамеевы — все они начинали с медресе. Культурный код народов нашего региона — это ислам. Поэтому обращаясь к истокам стоит помнить о том, что лежит в фундаменте — исламской культуре. В том числе это относится и к этике взаимоотношений в обществе: взаимоуважении и приоритете договорных отношений», — отмечает Алмаз хазрат Валеев.
Действительно, в Уфимской губернии по данным 1912-1913 годов действовало более полутора тысяч мектебов и медресе. Из них более восьмисот содержались на средства меценатов, а шесть сотен были на обеспечении сельской общины. На фоне всеобщей грамотности заключение договоров было довольно распространенной практикой.
Еще один фактор влиял на широкое распространение договоров — принцип вотчинного права, который предполагал равенство всех сторон процесса.
«Полсотни башкирских кланов жили на территории Урало-Поволжья и основным инструментом общения выступал договор. Об этом писал в шежере рода Иракты Мухаммад Али Чукури. Причем общение шло как равного с равным и не было никакого авторитета, который был на стороне одного из участников переговора. Что полностью коррелирует с современными принципами медиации», — отмечает пресс-секретарь ДУМ РБ Газиз Юсупов.
Для переговоров в башкирской культуре характерны те же принципы, что и для современной медиации: добровольность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Изначальное равенство в правах всех со всеми предполагает и конфиденциальность: в публичную сферу выносится только результат переговоров, а нюансы процесса остаются для широкой публики закрытыми.
В последнее время жители республики обращаются за медиативной поддержкой к имамам Духовного управления мусульман РБ. Два года назад начала действовать первая комната медиации при соборной мечети города Ишимбая под руководством Радик-хазрата Мирасова, а сейчас на профессионального медиатора обучаются три десятка имамов ДУМ РБ.
Последние новости
Сеем помидоры на рассаду в 2025 году: Когда — Названы точные даты, считайте сами
Image by prostooleh on Freepik Не все дачники в курсе, в каких числах необходимо высеивать помидоры на рассаду, некоторые занимаются этим в феврале и даже январе.
С Днем образования следственного комитета Российской Федерации!
Уважаемые работники и ветераны Следственного комитета! Сердечно поздравляю Вас с профессиональным праздником!
Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Башкортостан приглашает на вебинар
Приглашаем на вебинар по актуальным вопросам налогового законодательства.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения