13.12.2021

Договориться можно обо всем — медиаторство и его корни в народной культуре

О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.

О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.

Федеральный Закон «О медиации» вступил в действие в России в 2012 году, но традиции построения медиативного процесса имеют глубокие корни в российской культуре. В том числе — в этнической мусульманской культуре.

«Невозможно представить башкирскую и татарскую культуру без видных деятелей просвещения, политики, экономики, государственных деятелей. Таких как Мажит Гафури и Мифтахетдин Акмулла, Шаехзада Бабич и Заки Валиди, депутаты Сыртлановы или купцы Рамеевы — все они начинали с медресе. Культурный код народов нашего региона — это ислам. Поэтому обращаясь к истокам стоит помнить о том, что лежит в фундаменте — исламской культуре. В том числе это относится и к этике взаимоотношений в обществе: взаимоуважении и приоритете договорных отношений», — отмечает Алмаз хазрат Валеев.

Действительно, в Уфимской губернии по данным 1912-1913 годов действовало более полутора тысяч мектебов и медресе. Из них более восьмисот содержались на средства меценатов, а шесть сотен были на обеспечении сельской общины. На фоне всеобщей грамотности заключение договоров было довольно распространенной практикой.

Еще один фактор влиял на широкое распространение договоров — принцип вотчинного права, который предполагал равенство всех сторон процесса.

«Полсотни башкирских кланов жили на территории Урало-Поволжья и основным инструментом общения выступал договор. Об этом писал в шежере рода Иракты Мухаммад Али Чукури.  Причем общение шло как равного с равным и не было никакого авторитета, который был на стороне одного из участников переговора. Что полностью коррелирует с современными принципами медиации», — отмечает пресс-секретарь ДУМ РБ Газиз Юсупов.

Для переговоров в башкирской культуре характерны те же принципы, что и для современной медиации: добровольность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Изначальное равенство в правах всех со всеми предполагает и конфиденциальность: в публичную сферу выносится только результат переговоров, а нюансы процесса остаются для широкой публики закрытыми.

В последнее время жители республики обращаются за медиативной поддержкой к имамам Духовного управления мусульман РБ. Два года назад начала действовать первая комната медиации при соборной мечети города Ишимбая под руководством Радик-хазрата Мирасова, а сейчас на профессионального медиатора обучаются три десятка имамов ДУМ РБ.

Последние новости

В Чекмагушевском районе прокуратура в судебном порядке обязала муниципалитет отремонтировать мост

Прокуратура Чекмагушевского района провела проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

Коллективу Бирского межрайонного суда представили нового председателя

Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан Раиль Шайдуллин представил нового председателя Бирского межрайонного суда Рустема Хакимова, назначенного Указом Президента Российской Федерации от 10 мая 2024 года № 324.

Коллективу Кушнаренковского районного суда и Бирского межрайонного суда представили новых председателей

Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан Раиль Шайдуллин представил новых председателей Кушнаренковского районного суда Рината Шахмуратова и Бирского межрайонного суда Рустема Хакимова,

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *