В Башкирии действуют 3,5 тысячи лицензий на перевозки пассажиров легковым такси

Легковое такси уже давно стало альтернативой общественному транспорту. Кто работает на этом рынке?

Легковое такси уже давно стало альтернативой общественному транспорту. Кто работает на этом рынке? Как делится прибыль между его участниками? На ком ответственность за безопасность пассажиров? В ТПП РФ считают необходимым урегулировать права участников рынка.

Ни один город сегодня не обходится без этой службы, особенно, если требуется доехать до пункта назначения с комфортом, быстро или попасть куда-либо точно к назначенному времении. Такси стало вполне доступной, и современные люди могут позволить себе съездить на нем даже в булочную.

«У нас, по-моему, вообще только такси ездят теперь по Москве, остальных машин стало меньше», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Только за прошлый год россияне воспользовались такси более чем 2,5 миллиарда раз.

В службах такси заняты 575 тысяч человек. Объем рынка оценивается в 820 млрд рублей. Поскольку сейчас мало кто заказывает такси по телефону компании, практически весь рынок делят мобильные агрегаторы. Только 5% клиентов вызывают автомобиль по прямому телефону автопарка, а львиная часть заказов делается через агрегаторы. Большую их часть — 70% — принимает

«Яндекс.Такси». На долю «Ситимобил» приходится чуть более 8%. Остальное практически поровну делят между собой Maxim, «Везёт» и InDriver.

При этом водители, которые выполняют поездки, работают не с одним, а с несколькими агрегаторами, объясняет исполнительный директор «Ситимобил» Даниил Курашёв.

Сами агрегаторы не содержат автопарки. Они лишь собирают заказы клиентов и передают их водителям. За эти услуги компании берут комиссию. Фактические исполнители числятся за автопарками — они могут быть как штатными сотрудниками или выступать индивидуальными предпринимателями, работающими на собственном или арендованном автомобиле.

Тысячи действующих лицензий

По данным Минтранса, в Башкирии в настоящий момент действуют 3,5 тысячи лицензий на перевозки пассажиров легковым такси. На дорогах Уфы одновременно находятся десятки автомобилей. Машины, ожидающие клиентов, видны на карте «Яндекс.Такси»: практически в каждом квартале готовы выполнить заказ два-три водителя. Время ожидания — от пяти минут.

Стоимость самой короткой поездки начинается от 100 рублей и зависит в том числе и от ее времени (в конце каждого часа — дешевле). Средний чек — 200 рублей. Если поездка междугородняя, ее стоимость существенно возрастает. Дневная выручка таксиста составляет от 4000 до 6000 рублей. Водитель должен оплатить аренду (или амортизацию) автомобиля, его мойку, а также топливо. Комиссия агрегатора составит 23% от выручки, еще 2% неоходимо отдать таксопарку. Таким образом, «чистыми» у водителя останется около 2 тысяч рублей.

В таксомоторных компаниях водитель перед выходом на работу проходит медосмотр, а транспортное средство проверяет механик: уровень масла, давление в шинах, антифриз, тормоза, осветительные приборы. Только после этого выдается путевой лист.

Сейчас из-за санкций стоимость ремонта автомобилей серьезно увеличилась. Услуги мастерских подорожали в среднем на 40%, а запчасти выросли в цене в два раза. От того, насколько качественно выполнен ремонт, зависит безопасность пассажиров.

«Восстановление запасной части какой-то серьезной, агрегата, это минимум на 30% дешевле, чем создание нового аналога. Надо узаконить этот рынок, надо его легализовать. Соответственно, чтобы все это было безопасно заставить маркировать запчасти, которые восстановлены, кем восстановлены и так далее», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В один клик

Клиенты привыкли к сервисам мобильных приложений, позволяющим вызывать такси за один клик. Таксомоторные компании также не смогут работать без агрегаторов. Второй по объему рынка игрок — компания «Ситимобил» — работает в 96 городах страны, где на линии ежедневно находятся125 тысяч водителей.

За сутки через агрегатора проходят сотни тысяч поездок. Служба заказа позволяет сделать вызов быстрым и удобным. Несколько минут — и машина у подъезд. За этим результатом — большой труд IT-специалистов. В штате «Ситимобил», например 250 сотрудников, которые поддерживают корректную работу приложения в круглосуточном режиме. Только тогда клиент моментально получит ответ на заявку. Программу постоянно совершенствуют, добавляют новые возможности. Скажем, в Санкт-Петербурге сейчас готовятся запустить новый тариф «минивэн», а также расширить возможности фотоконтроля. В этом случае агрегатор сможет фиксировать внешнее состояние машины, которая приезжает к клиенту: чистоту, отсутствие повреждений. Огромные ресурсы вкладываются в доработку приложений и переработку картографии.

«Мы должны внести данные и на сайт, и в приложение для водителя, чтобы все корректно работало, отображалось, и в приложение для клиента, чтобы он мог заказать этот автомобиль. Здесь масштабное внедрение по всем абсолютно направлениям. Естественно приходится работать всей IT-команде», Даниил Курашёв, исполнительный директор «Ситимобил»

Наиболее ощутимые издержки агрегаторов: аренда и оборудование. Данные хранятся на серверах в дата-центре. Искусстdенный интеллект находит по геолокации водителя для выполнения заказа и выстраивает маршрут, определяет стоимость поездки. Компьютеры работают от источников бесперебойного питания — если серверы отключатся, наступит временный коллапс, десятки тысяч клиентов не смогут вызвать такси.

Карта города в водительском приложении окрашена в синий цвет. Там, где он ярче — спрос на такси выше, а тариф дороже. Каждому водителю начисляются баллы мотивации. От их количества зависит минимальная цена поездки. За брендирование автомобиля «Ситимобил» снижает свою комиссию.

Отдельных регламентов для отрасли на сегодня не существует. Закон о работе такси обсуждают много лет, в Торгово-промышленной палате России над документом работает специальная группа. В частности, необходимо лишить президент Торгово-промышленной палаты России возможности работать в сфере легковых такси водителей без лицензии, считает Сергей Катырин.

«Служба заказа должна нести ответственность за то, что она, если такие случаи бывают, с теми, кто не имеет лицензии, кто этим видом бизнеса вообще не должен заниматься. Вне зависимости откуда водитель, (а у нас сегодня свободное движение рабочей силы в Евразийском экономическом союзе) все должны иметь российские права»,Сергей Катырин

В настоящее время обязанности проверять наличие лицензии у водителя и возмещать ущерб пассажиру в случае аварии у агрегаторов нет. Скачать приложение может любой желающий. Компании соглашаются, что клиентов не должны возить ненадежные водители, но полагают, что контролировать эти вопросы обязано государство, а не бизнес. Игроки рынка в свою очередь ждут, что новый Закон установит права всех сторон: водителей, таксомоторов и агрегаторов. В этом случае можно будет обеспечить и свободу бизнеса и безопасность пассажира.

Фото: ТПП РФ

Последние новости

В Башкирии прооперирован участник СВО, раненый от взрывного устройства

Врачи Туймазинской ЦРБ успешно провели операцию на военнослужащем.

Обвинение в растрате: экс-руководитель ЖРЭУ № 1 предстал перед судом

Мелеузовская прокуратура завершила расследование уголовного дела.

Лекция о Конституции для школьников в Уфе

Заместитель начальника отдела Минюста России провел правовое просвещение для учащихся.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ростове-на-Дону на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *