Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В России в 2019 году введены новые правила проведения процедуры валютного контроля. Эти правила были установлены по нескольким причинам. Во-первых, начиная с 1 марта 2018 года, была применена Инструкция №181-И, которую выпустил Центральный банк Российской Федерации 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый закон №173-ФЗ, который был принят 10 декабря 2003 года и регламентирует проведение контроля за операциями с валютой. Как следствие, изменения коснулись порядка прохождения контроля, а также привели к отмене некоторых документов и корректировке сумм штрафов.

Зачем нужен валютный контроль

Специалисты говорят, что валютный контроль представляет собой комплекс действий, который позволяет государству защищать выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а также ограничивать отток капитала.

Нерезиденты Российской Федерации могут осуществлять валютные переводы без каких-либо ограничений. Кроме того, переводы разрешены между нерезидентами и резидентами РФ. С другой стороны, переводы в валюте между резидентами РФ запрещены за исключением нескольких законодательно оговоренных случаев.

Обязательному валютному контролю подлежат все сделки, где в качестве основной используется иностранная валюта. Таким образом, если российская компания использует валюту для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, независимо от того, занимается ли организация экспортом или импортом.

Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. Центробанк РФ является главным органом валютного контроля, однако эту функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, которая наделена соответствующими полномочиями. Контроль валютных операций, проводимых кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций законодательству РФ осуществляет Центробанк России. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие с Центробанком.

Агенты валютного контроля, также называемые банками, обладающими соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ, несут обязанность контролировать резидентов и нерезидентов РФ, которые не являются кредитными или финансовыми организациями. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, включая Федеральную налоговую службу и «Внешэкономбанк». Они регулируют любые валютные операции, проводимые на территории РФ, и оформляют все требуемые документы.

При осуществлении валютного контроля необходимо исключить неоправданное вмешательство государства в операции и обеспечить единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно помнить, что согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства может привести к наложению крупных штрафов на компании.

Этапы валютного контроля: как правильно оформить сделку

Если ваша компания работает с валютой, то для начала необходимо открыть валютный счет. Если вы уже имеете счет в российских рублях в банке, где хотите открыть валютный счет, то вам достаточно подать заявление, используя уже предоставленные документы. В противном случае придется дополнительно открыть валютный счет.

После открытия валютного счета компания должна проходить добровольный валютный контроль при каждом поступлении средств на счет, иначе пользоваться деньгами на счете будет невозможно.

Но в 2018 году процедура валютного контроля упростилась для компаний, проводящих сделки с относительно небольшими суммами. В таком случае достаточно сообщить код валютной операции банку в специальной форме. Большинство банков ведут валютный контроль в электронном виде, поэтому форму можно найти на сайте. Но если сумма контракта превышает 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов либо поставить контракт на учет, что является следующим этапом валютного контроля.

Постановка контракта на учет означает открытие специальной ведомости банковского контроля, в которую банк внесет контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. Согласно новым правилам, постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, а все эти процедуры ведутся в электронном виде.

После того, как сделке присвоен номер и ее проведение осуществлено, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов в течение определенного времени. В случае, если на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска, компания должна представить справку не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца. А если подтверждающие документы были оформлены без декларации, то справка должна быть подана не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором они были оформлены.

Справку также можно подать в электронном виде, при этом ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем направляет ее клиенту. Если были внесены изменения в подтверждающие документы, необходимо заполнить новую справку с корректировками и представить ее в банк в течение 15 дней.

Заключительным шагом является подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Текст в виде HTML

Изменения в списке документов, необходимых для валютного контроля в банке, вступили в силу в 2018 году. В рамках этих изменений были отменены некоторые требования, например, паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней, больше не требуется. Вместо этого организации при совершении сделок в валюте должны только поставить контракт на учет. Это делается при условии, что сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте, или если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте. Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится.

Однако, если сумма контракта превышает 200 000 рублей, но при этом его размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то необходимо предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, - сам контракт, счета, накладные и т.д. В банке также больше не требуется направлять справку о валютных операциях. Вместо этого, для сделок на сумму, превышающую 100 000 долларов, достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. Эта справка заменяет справку о валютных операциях и содержит список подтверждающих документов, определяемый особенностями проведения валютной операции.

Список этих документов может включать таможенную декларацию, товаросопроводительные, мерчантские или перевозочные документы и другие. Счета-фактуры, акты приема-передачи и другие бумаги могут предоставляться в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Справку обычно заполняют и подают через банк-клиент или интернет-банк.

Если компания заключает с обслуживающим банком соглашение, по которому банк обязан оформлять справку, то компания должна направить банку только необходимые документы и соответствующее заявление. В этом случае компания может избежать необходимости обращаться в банк для получения справки.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агентам валютного контроля разрешено требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, они могут требовать предоставления только тех документов, которые относятся к проводимой операции. Такие документы не обязательны при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *