Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые компании и бизнесмены придерживаются точки зрения, что успех зависит только от удачи. Однако, чтобы развиваться и достигать успехов, случайные стечения обстоятельств недостаточно. Зато, планирование на основе опыта и грамотного составления бизнес-расчетов - залог стабильности.
В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий, можно воспользоваться знаниями и опытом других участников бизнес-сферы России и других стран мира. С помощью маркетинговых исследований можно получить ответы на ключевые вопросы, которые стоят перед компанией или индивидуальным предпринимателем, а также разработать стратегию для развития и продвижения фирмы или ее бренда.
Исследование рынка – это сложный процесс, включающий изучение множества факторов, таких как структура рынка, свободные ниши и сегменты, конкуренты, потребители, спрос на товары и услуги, их ценность, возможных рисков, а также оценку потребителей и их поведения. Однако, не всегда необходимо тратить ресурсы на поиск и обработку всех данных. Чтобы правильно составить план анализа, выбрать методы и использовать эффективные инструменты, важно понимать, для чего проводятся исследования.
Поэтому качественный маркетинговый анализ рынка начинается с определения его целей. В зависимости от целей анализа, устанавливаются его предмет и методы исследования. Например:
- Для оценки емкости, конъюнктуры и тенденций рынка, важен анализ его структуры.
- Предметный анализ товаров/услуг помогает определить рыночную долю предприятия в сегменте и оценить развитие рынка.
- Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш поможет найти новые источники продаж.
- Комплексное изучение целевого сегмента позволит определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка.
- Изучение потребителя поможет выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию и определить требования целевой аудитории.
- Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, нужно провести экономическое исследование рынка.
- Для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ, необходимо исследование конкурентов.
Кроме того, маркетинговый анализ рынка может проводиться для различных сфер бизнеса. В этом отношении важно понимать, чем эти сферы между собой различаются:
- B2B («бизнес для бизнеса») - вид коммерческого взаимодействия, характерный для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и деревообработка. Основными потребителями в таких сферах являются другие компании.
- B2C («бизнес для конечного потребителя») - речь идет обо всех видах производства потребительских товаров, о торговых центрах и сетях магазинов и прочих предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги населению.
- B2G («бизнес для государства») - маркетинговые отношения между бизнесом и государством.
- C2С («потребитель потребителю») - вид информационного и экономического взаимодействия, который включает в себя продажи в соцсетях, объявления и другие продажи.
Для каждой из этих сфер применяется своя модель продаж, а исследование рынка будет направлено на решение различных вопросов, таких как заинтересовать множество потребителей, найти дополнительные точки сбыта и другие.
После того, как были определены цели анализа и методы, можно приступать к подготовке плана исследования. Для этого нужно провести сбор данных через опрос, интервью и/или фокус-группы, после чего аналитикам потребуется последовательно выполнить ряд действий. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, его динамики и потенциала развития, изучение экономической ситуации, конкурентного окружения, анализ цен и структуры распределения товара/услуг на рынке, оценку спроса, исследование потребителя, определение ключевых тенденций и прогноз развития рынка.
Стоит отметить, что подробный комплексный анализ не всегда необходим. Иногда достаточно только оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.
Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.
Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.
Профессиональное исследование рынка является одной из важнейших задач для любого бизнеса. Это позволяет повысить продажи и узнать, на что ориентироваться в будущем, предсказывая потенциальные угрозы и риски. Однако, стоимость такого маркетингового анализа может сильно варьироваться в зависимости от ряда факторов.
Первый и наиболее важный фактор - это метод, используемый для сбора информации. Стоимость каждого из методов будет зависеть от объема ресурсов, затраченных на аналитику и количества людей, вовлеченных в исследование. Например, проведение онлайн-опроса можно заказать от 40 000 рублей, в то время как поквартирный опрос или холл-тест могут стоить от 180 000 рублей и выше.
В случаях, когда один метод сбора информации не достаточен, можно прибегнуть к использованию дополнительных методов, таких как фокус-группа (от 40 000 рублей) или экспертное интервью (от 6 000 рублей). Глубинное интервью, в свою очередь, может стоить от 3 300 рублей.
Анализ данных также оплачивается отдельно. Цены на отчет-презентацию около 20 000 рублей, полный отчет - около 30 000 рублей, а сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9 000 рублей.
Тем не менее, некоторые маркетинговые компании готовы предложить более выгодные условия для малого бизнеса, включая все расходы. Оплата за обзор рынка может составлять около 60 000 рублей, включая оценку емкости рынка, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей и разработка стратегий развития компании. В свою очередь, конкурентный анализ обойдется порядка 55 000 рублей, а потребительский - примерно 45 000 рублей.
Несмотря на то, что проведение исследования рынка может обойтись в немалые деньги, любые затраты на грамотное проведение маркетингового анализа окупятся в долгосрочной перспективе. Полученные данные позволяют разработать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, обеспечит успех и процветание бизнеса.
Фото: freepik.com